Департамент культуры и туризма администрации города Липецка

#Новости

«Орган и джаз? Легко!»

Все новости

В этом сезоне международный фестиваль «Джазовая провинция», который собирает тысячи поклонников   в России и за рубежом, стартует в ноябре.  Бессменный модератор этого уникального проекта в Липецком регионе – пианист и джазмен, солист Липецкого Дома музыки Игорь Федорович Верещагин. В эксклюзивном интервью  мы постарались узнать,  как складывается путь  музыканта и чего нам ждать от нового фестиваля, который состоится 4 и 10 ноября в ОЦКНТ Липецка.

- Игорь, все мы родом из детства. Для начала  расскажите  о вашей семье.

- Мое детство и юность прошли в городе Виннице на Украине. Дедушка – Федор  Григорьевич Верещагин – выдающийся режиссер, народный артист СССР, фронтовик, почетный гражданин Винницы, всю жизнь проработал в областном драматическом театре; после его кончины одна из улиц названа его именем.  Конечно, пока я рос, часто бывал за  кулисами и просмотрел практически весь репертуар. Бабушка, Регина Францевна и тетя, Элеонора   Федоровна,  – тоже актрисы.  Наиболее врезались в память постановки Федора Григорьевича:  «Собор Парижской Богоматери», спектакль  по роману Ивана Стаднюка  «Война» -  в соавторстве с самим писателем, «Наталка Полтавка», «Запорожец  за Дунаем». Дед хотел, чтобы я продолжил его стезю. Но уж слишком много было «закулисья». Помимо очарованья, были и  моменты отторженья.  

Папа Федор Федорович работал судовым врачом, хирургом  в Житомирской области, в Виннице – заведующим хирургическим отделением госпиталя инвалидов войны.  Мама, Алла Захаровна – музработник в детском саду.   Такие  вот истоки...

- Похоже, что имя Федор, что в переводе с греческого означает «Божий дар», у вас семейное. Как вы относитесь к религии?

- Мой прадед, отец Григорий, был  православным  священником  в Полтаве, и этим все сказано. Согласитесь, долгие годы  в  нашей  стране был большой излом, и только  в далеком будущем  можно будет осмыслить, что есть правда, а что – вымысел… Нам всем ещё предстоит разобраться с собою…   

 -  Ваш дедушка  долгое время  возглавлял музыкальные театры, неудивительно, что и вы пошли по  «музыкальной» стезе…

- Не совсем так (улыбается). На самом-то  деле  я мечтал стать футболистом,  и   до 14 лет, занимался в спортивной школе  и даже  подавал надежды. Но в  какой-то момент  мама, что называется,  взяла «дрын» и «загнала» меня в музыкальную школу (улыбается).   Музыка  победила спорт  и  стала судьбой.

С подростковых лет  я играл в школьном  ВИА. Мы репетировали в клубе, я шефствовал над ребятами. В  этом же клубе начинал  первые шаги  врач и спортсмен  Анатолий Кашпировский.  А лет через 10 он стал тем Кашпировским, которого все знают, такие вот дела.

Потом все пошло «по накатанной», как и у всех музыкантов:  Винницкое музыкальное училище, теоретическое отделение, Донецкая консерватория, факультет музыковедения.

После окончания  почти два года  преподавал в консерватории на кафедре искусства  джазовой музыки, вел класс импровизации, руководил  Трио. Мы все чего-то добились:  Евгений Онищенко, который играл в Трио на контрабасе и бас-гитаре сейчас  доцент кафедры инструментального джазового исполнительства в Академии имени Гнесиных.

- А как оказались в Липецке?

- Со своей будущей женой Натальей  Сосновской (музыковед, художественный руководитель Дома музыки – ред.)  я познакомился в Донецкой консерватории, учились на одном курсе. Поженились сразу после окончания вуза. В то время распался СССР, и я переехал в Липецк вслед за женой.  Директором  и художественным руководителем  Липецкой филармонии тогда был Владимир Ларьков, он предложил стать солистом. Я согласился не сразу, скорее, вынудила экономическая ситуация, шел 1994 год, надо было на что-то жить и содержать семью. В филармонии я  создал джазовую программу  под названием «В стране птиц». Это известная аллегория, у  многих мировых  джазменов были «птичьи» клички. К примеру, саксофонист Коулмен  Хокинс был «Хоком»¸ то есть «Ястребом»,  а саксофонист Чарли Паркер получил прозвище «Бёрд», то есть, «Пташка», что породило  яркую джазовую идиоматику: тут и темы «Орнитология», «Птичье гнездо» и «Опавшие листья»,  и его знаменитый нью-йоркский клуб «Бёрдлэнд» (Страна птиц).

-  Расскажите о том, как зарождался в Липецке джазовый фестиваль и как вы стали его модератором.

-  Примерно через полтора года моей работы в филармонии был создан   новый абонемент:  в нем была лекторийная составляющая, выступления в городе  среди молодежи, в школах, техникумах и вузах. А вторая часть  -  совместные выступления с музыкантами страны и зарубежья, и это, конечно, было для меня привлекательно.  Однажды филармония пригласила дуэт:  пианист из Курска Леонид Винцкевич – Лембит  Саарсалу (Эстония, саксофон). С той творческой встречи, собственно, и возникла идея джазовой «перебежки» между городами, для начала между  Курском  и Липецком.

 А уже через три месяца состоялся джаз- тур с участием американских джазменов и известного американского  гитариста Джона Стоуэлла. Спустя какое-то время эта практика стала постоянной.

В 1996 году я стал участником джазового фестиваля «Звезды джаза в гостях  у Леонида Винцкевича», который  считаю первым фестивалем «Джазовой провинции».

- И что же было  дальше?

- С каждым годом фестиваль все больше разрастался и набирал обороты . И каждый раз происходило  рождение чего-то нового. Новые яркие имена,  новые зрители. Джаз сам по себе очень демократичен, языковые  барьеры и пороги,  разница в менталитете легко преодолеваются. У нас звучала латиноамериканская  музыка, скандинавская, полный спектр западно-европейской музыки, японская  …  - и зрители принимали  всё с одинаковой теплотой и энтузиазмом.

На «Джазовую провинцию» в Липецк  приезжали звезды мирового джаза, многократные обладатели премии Grammy: тромбонист  Джей Эшби,  выдающийся вокальный ансамбль New York Voices,  саксофонисты Эрик Мариенталь и  Билл Эванс со своим коллективом,  известнейший гитарист Скотт Хендерсон и саксофонист Эрик Александер. Все они – «золотые имена джаза».

В этом году «Джазовая провинция» состоится 4 и 10 ноября в ОЦКНТ  Липецка,  мы ждем основателя и арт-директора фестиваля,  джазового пианиста и композитора  Леонида Винцкевича,  мультиинструменталиста и композитора, народного артиста России Давида Голощекина, Трио Стива Кершоу (Англия).

- Получается, что  благодаря фестивалю со скромным названием «Джазовая провинция» Липецк давно уже перестал быть «задворками» джаза… Вашим  контактам и джазовой практике, насколько я знаю,  во многом способствовал тот факт, что вы много гастролируете за рубежом. ..

- Последние 17 лет я часто бываю в Швейцарии. Меня приглашают поработать в качестве пианиста в эстрадные оркестры и малые составы,  в джазе они называются «комбо».  Мы выступаем  на Рождественских праздниках и в различных шоу: варьете, цирковых и других.  Исполняются музыкальные  обработки, и популярная музыка. Это могут быть как и  «фоновые» выступления, так и сольные, с  импровизацией. Конечно, для любого музыканта такие гастроли -  интересная и полезная практика. 

- Год назад вы создали в Доме музыки свой коллектив «ЛИД»-проект, и он уже пользуется любовью зрителя. Скажите, что означает эта аббревиатура  и какие вы ставите перед собой творческие задачи?

- Слово «ЛИД» создано из имен участников творческого содружества: Лиза Разумова (скрипка), Игорь Верещагин (клавишные), Дмитрий  Кокшин (саксофон).

Я уже давно уже знаю Лизу и Дмитрия как высококлассных инструменталистов. Елизавета выступает в составе Липецкого симфоническом оркестра, Дмитрий когда-то был  моим студентом  в колледже искусств имени Константина Игумнова,  а теперь уже сам  заведует эстрадным отделением колледжа.

Творческое содружество «ЛИД» – это открытый музыкальный проект. В зависимости от художественной необходимости,  он может дополняться другими участниками, вливаться в различные ансамбли, солировать с оркестрами. Программы, с которыми мы выступаем,  представлены различными жанрами, мелодиями эстрадной, джазовой, академической музыки, собственными сочинениями. Но главное, что объединяет нашу широкую  музыкальную палитру - это эстетика красоты и принципиальное избегание музыкального ширпотреба.

21 октября в  зале Дома музыки  «ЛИД-проект»  открыл новый сезон программой «Фантазии осени».  Помимо Трио, в  концерте приняли участие  Наталья Волкова  (вокал), Сергей Тюленев (фагот), Валерия Беленко и  Вадим Севостьянов (хореография), Вячеслав Канищев (живопись).

И еще один сюрприз – я впервые вышел к липецкой публике в качестве органиста.

- Я конечно, предполагала, что джазмены способны  удивлять, но чтобы еще и орган… Ведь между европейской музыкой и джазом, как говорят в Одессе, «почувствуйте разницу». Где вы этому научились?

- Впервые попробовал  этот инструмент в Виннице, когда был студентом музыкального училища.  Сначала орган там появился  в зале органной и камерной музыки, позже  - и  в Винницком католическом соборе, мне тоже разрешили на нем поиграть.

Бывая в Швейцарии,  играл на этом величественном инструменте  в различных костёлах, на протестантских службах, орган там сопровождает  хоралы; в Зальцбурге, в школе «Моцартеум» удалось поиграть. Так что некоторая практика есть.

Орган, установленный в Липецком Доме музыки, изготовлен голландской  фирмой JONANNUS.  В нем три мануала , 54 регистра. На днях там состоялся великолепный концерт, выступил лауреат международных конкурсов, органист и композитор  Тимур Халиуллин. Он не только представил интересную программу из музыки немецких композиторов и  собственных сочинений, но и рассказал  об уникальных возможностях этого инструмента.   

- Спасибо за интервью.

- Приглашаю липчан и гостей города в Дом музыки  и  на «Джазовую провинцию». До встречи!

Беседовала Татьяна Щеглова

Фото из  архива Игоря Верещагина