Легенды края в глине и в сказках

Календарь новостей

 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

«Настоящая игрушечная жизнь» – так называется ретроспективная выставка члена Союза художников РФ, народного мастера России Елены Смолеевской

Елена Геннадьевна – лауреат всероссийских фестивалей и конкурсов, ученица известного мастера романовского промысла, гончара и игрушечника Ивана Фёдоровича Гункина.

«Настоящая игрушечная жизнь» экспонируется в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства, она приурочена к юбилею художницы. Экспозиция продолжит работу до 7 октября.

Преемственность и фантазии

…Под её рукой оживают не только сказочные персонажи – Иван-царевич и Серый Волк, три богатыря, генерал Топтыгин, семейство Муми-троллей писательницы Туве Янссон, но и события, вошедшие в историю нашего края и как легенды, и как реальность. Художница запечатлела сцены на Липецком бювете, в Свято-Успенском монастыре, династию Романовых в их родовой вотчине, откуда и вышла уникальная романовская игрушка…

Искусство глиняной игрушки уходит в глубь веков. Мастера-гончары «баловались» игрушечной лепкой в межсезонье, когда не было других заказов. Повсеместно сюжеты просты: женские фигурки, всадники, кони, медведи, птицы… Но случалось, что нет-нет, да и блеснет новая искорка, появится мастер, который к исконной архаике добавит своё: содержание, детали, настрой – и выведет ремесло на новую ступень настоящего искусства. У нас таким самородком, мастером романовской игрушки, перенявшим ремесло от отцов и дедов, был Иван Фёдорович Гункин из села Пады Липецкого района. Елена Смолеевская училась у него.

Среди её побед – участие в выставках, фестивалях, конкурсах и призовые места в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Вологде, Скопине и многих других городах. Везде, где она представляла нашу романовскую игрушку, Елена несла свою миссию, зрители восхищались самобытностью форм и сюжетов. Нередко работы самой Елены оставались в музеях и у коллекционеров в городах, где она представляла Липецкий край.

В чём же секрет творчества и успеха Смолеевской? В следовании традициям, кропотливой краеведческой работе, в безусловном таланте, умении опереться на фундамент предшественников и воспарить на крыльях фантазии? Много чего нужно, многое должно сойтись в одной точке.

Однажды, посетив её выставку и пообщавшись воочию, я тут же отправилась на её мастер-класс. Наблюдая за ней, а Елена всё делает легко, быстро, а главное – красиво, во многом – неожиданно, я не перестаю удивляться и восхищаться её трудами до сих пор. Первый урок перешёл в нашу дружбу.

Картинки с выставки

В экспозиции представлены восемь сюжетов. Часть из них была на других выставках, а что-то зрители видят впервые. «Памяти учителя Ивана Гункина» – игрушки по мотивам мастера, его «глиняный портрет», и вдруг… сама Елена вместе со студентами Липецкого педагогического университета за столом с Иваном Фёдоровичем.

«Реконструкция археологических находок» – игрушки по мотивам восстановленных осколков, найденных во время различных экспедиций, возвращённые из небытия сюжеты глиняной игрушки наших мест.

«400-летию Дома Романовых»: в карете Екатерина Вторая, рядом – её сын Павел и внук Николай Первый… В композиции, посвящённой Великой Победе 1945 года, полководец Георгий Жуков представлен в виде Георгия Победоносца, только на месте попираемого змия – орёл с фашистской свастикой.

Персонажи драмы «Маскарад» Михаила Лермонтова и его поэмы «Тамбовская казначейша» экспонировались в столичной Лермонтовской библиотеке. Тема Льва Толстого для художницы – особенная: великий писатель и его герои; Лев Толстой за самоваром с Марией Александровной, дочерью Пушкина; граф пашет… (работы были представлены на Всероссийском фестивале народной игрушки в Липецке).

Никогда не подумала бы раньше, что изображать своих современников можно не только на холсте, акварелью или в бронзе, но ещё… и в романовской игрушке! Что уж там Лев Николаевич или герои Лермонтова – Елена запечатлела художника Юрия Татьянина вместе с зайцем (этих животных живописец всегда изображает на своих полотнах). Заяц и Юрий – в обнимку, в один рост – такой вот тонкий юмор. В той же серии – Кристаллина Иващенко, руководитель фольклорного ансамбля «Воскресение»; и там же, простите, и я, как писательница, за чашечкой кофе и с книгами. Ощущение от созерцания невероятное.

А на одной из витрин – сама Елена в окружении пятидесяти (по числу юбилейных лет) крошечных, с ноготок, глиняных игрушек, многие из них – звучащие. И как тут не вспомнить мастера Левшу – богат народ русский на таланты!

Да, и ещё. Впервые на выставке Смолеевской по соседству с глиняной игрушкой представлены другие ремёсла, которыми Елена владеет так же мастерски: вышивка тамбурным швом; руко­творные куклы в костюмах Добровского района; забавные авторские персонажи из войлока и подручного материала.

Сказки-рассказки

Фотографии органично вписываются в экспозицию. Представлен весь цикл создания произведений: копка глины, замес, художник лепит игрушку  и сажает её в раскаленную печь… 

До этой выставки   я знала Елену как оригинального и вдумчивого художника-исследователя.  А на сей раз  дивилась и радовалась за неё как за литератора, собрата по пишущему цеху. К экспозиции про Петра Великого: «Петр Первый на заводах», «Петр первый на ярмарке», «Пётр Первый и купец»…. Елена написала самобытные сказки.   И до того они получились у неё веселыми, яркими и звонкими, в живом «русском духе», что не могу не процитировать.

«Петр Первый  и русалка» (о том, как в Липецке появился курорт):

«…Не успел Пётр отдернуть руку (от родника) , как в неё крепко вцепились сильные пальцы неизвестно откуда появившегося существа, мутно белевшего в темной воде. Наступала ночь. Царя упорно тянули в воду. «Что ж, поглядим, кто кого», - решил Пётр и немного подался вперед. Тотчас раздались плеск и хохот. Из воды показалась женская фигура, едва прикрытая прядями рыжих волос. «Ну что, понравилась моя водичка? Другие стороной обходят, ржавая, говорят, и того хуже ругают. А этот, смотри, повадился!». - Так она хохочет, а сама всё тянет и тянет…». Переборол царь русалку, и открыл новый родник: «необычный минеральный вкус, по всему видать, для здоровья пользительный. .. Надобно здесь колодезь поставить и ванны устроить на манер Европ и Франций»- провозгласил Петр, и с этим нельзя не согласиться.

С тех пор и появился в Липецке первый в России курорт.

«Петр Первый и медведь»:  «…Сунулся Царь Петр в кузню, что там такое? Видит, двое в фартуках кожаных работают, а третий в шубе стоит.

Рассердился:  «Так-то вы трудитесь?! Мерзнете, в шубы кутаетесь?». Кузнецы вытянулись перед царем в струнку, молчат. Присмотрелся царь, а это не человек вовсе, а медведь живой, настоящий. «Зверинец устроили? Развлекаетесь?!».  Мастера в ответ: «Не гневись, батюшка, он хороший работник, помощник наш». Стали молотами махать напергонки, и Миша в грязь не ударил. «А по заводу молва пошла: «Любит царь Пётр Алексеевич работящих русских медведей!», такая вот сказка, душевная, яркая.

… К открытию выставки Елена написала не только сказки, но и частушки про романовскую игрушку -   16 куплетов, между прочим. «Гункин барыню слепил, /романушкой нарядил./Барыня ты моя,/ романушечка моя!...»

Их с блеском исполнил на вернисаже  в русских костюмах  детский фольклорный коллектив «Колесо» ( руководитель -  Екатерина Бровкина).  Текст транслировался на экране, зрители подпевали.

…. «Почему я этим занимаюсь?, - переспрашивает меня Елена, и отвечает. - Для меня то, что я  делаю  – настоящая жизнь. Когда я смотрю  ТВ или «блуждаю» по Интернету, то это –  чужие миры. А лепка, то, что я умею – моя молитва  и вклад в мироздание. Может, высокопарно сказала, как думаешь?(улыбается) Но так это и есть. Это – моя жизнь. Ради того и живу»

Татьяна Щеглова