О джазе и творческом пути

Календарь новостей

 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Его называют «папой липецкого джаза». Именно он 60 лет назад начал развивать новое музыкальное направление в нашем городе. За это время он воспитал десятки специалистов, которые работают не только в регионе, но и в профессиональных коллективах Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и за рубежом

Художественный руководитель и главный дирижёр джазового оркестра Липецкого Дома музыки заслуженный работник культуры России Игорь Павлович Бойков 8 марта готовится отметить праздник… восьмидесятилетие.

Торжество намечено провести в Доме музыки в формате праздничного концерта «В этот вечер в танце карнавала». Дирижировать новой программой будет сам маэстро. Его поздравят коллективы и солисты Липецкого Дома музыки, популярные музыканты города и приезжие исполнители.

«Итоги недели» встретились с Игорем Павловичем, чтобы узнать, как зарождался джаз в нашем городе и как главному бэнд-лидеру региона удалось пронести через многие десятилетия энтузиазм, музыкальную оригинальность и новаторство.

Аккордеон – вне закона?

Отец Игоря Павловича, старший лейтенант МВД, был музыкально одарённым человеком – играл на балалайке, дом­ре, мандолине, гитаре, баяне, неплохо пел.

Семья часто переезжала из гарнизона в гарнизон, и во время долгих путешествий в поездах пятилетний Игорь с удовольствием пел перед публикой в вагонах. Отец ему аккомпанировал, а благодарные зрители задаривали шоколадными конфетами.

С десяти лет, вспоминает Игорь Павлович, он уже «прилично играл на инструменте и чувствовал себя профессиональным артистом». И когда приезжал летом погостить к любимой бабушке в город Грязи, а немецкий тяжёлый аккордеон мог быть доставлен только через несколько дней с остальным багажом, то просто не находил себе места.

– Руки чесались, так хотелось играть, – смеётся Бойков.

Когда в 1958 году открылось Липецкое музыкальное училище, девятнадцатилетний Игорь Бойков уже выступал в эстрадном ансамбле в кинотеатре «Октябрь» (ныне концертный зал «Унион») у Германа Шалагина.

С Василием Михайловичем Лутовым, в то время начальником отдела культуры горисполкома, ветераном Великой Отечественной войны, талантливым тромбонистом и будущим директором музыкального училища, его познакомил Лео­нид Бондаренко, скрипач ансамбля.

– Все мы, первый набор музучилища, были самоучками, – вспоминает Игорь Павлович. – Но при этом уже многое умели. Ребята с нашего курса работали педагогами в городе и районах области.

Сегодня мало кто знает о том, что всеми любимый аккордеон, без которого джаз-бэнды не мыслили своей музыки, в 60-70-е годы был под запретом в советской стране. По этой причине Игорь Бойков окончил музыкальное училище по классу баяна и далее, по совету директора музучилища Василия Михайловича Лутова, поступил на заочное отделение театроведческого факультета ГИТИСа.

– Студенческие годы многое дали, – вспоминает Игорь Павлович, – привили мышление, вкус. Помимо театра и музыки, мы изучали историю живописи, часто ходили в музеи, на выставки, общались с интересными людьми.

Одновременно он занимался аранжировками и сочинительством. И когда старший наставник – директор Липецкой филармонии Владимир Дементьевич Ларьков (дружба с ним сохранится на долгие годы) – предложил прийти в филармонию, три года был её солистом, возглавил эстрадный ансамбль «Российские ребята».

«Меняю марки на ноты»

Человеком, в наибольшей степени повлиявшим на его судьбу, Игорь Павлович считает Василия Михайловича Лутова, заслуженного работника культуры РФ, организатора и первого директора Липецкого музыкального училища. Именно по его совету Игорь Бойков получил музыкальное образование, а позже окончил столичный вуз. Музыканты общались на протяжении многих лет.

– Он всю жизнь мне здорово помогал, – вспоминает Игорь Бойков.

Стараниями Лутова в 1981 году в Липецком музучилище было открыто эстрадное отделение – шаг революционный по тем временам, ведь основным музыкальным направлением на новом отделении стал джаз, вышедший из-под запрета, но ещё носивший «вражеское» клеймо. Жива была расхожая поговорка: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст». Василий Михайлович пригласил Игоря Бойкова возглавить новое музыкальное отделение.

Одновременно Игорь Павлович много работает и в других направлениях. Аранжирует джазовую музыку советских и зарубежных композиторов, пишет музыку к спектаклям областного и драматического театров, возглавляет не только ученический оркестр в музыкальном училище, но и эстрадный – в кинотеатре «Октябрь».

– Из оркестра «салонного типа» в кинотеатре я сделал настоящий джазовый, – вспоминает музыкант. – Усилил духовую группу, у меня стало больше труб и саксофонов. Проблем с репертуаром не было. На гастролях я познакомился с коллегой из Германии. Он пересылал мне ноты, а я ему – марки. Ещё ноты мне присылали музыканты из Эстонии, Латвии. К тому времени я сам уже писал и аранжировал, так что шли в ногу со временем, наша музыка мало отличалась от того, что играли в Европе.

Курьёзы сцены

– За долгую концертную жизнь разное случалось, – рассказывает Игорь Павлович. – Не обошлось и без ситуаций, когда искусство требовало жертв. Сейчас об этом весело вспоминать, а тогда мне как руководителю коллектива было не до смеха…

Помню, на гастролях много лет назад в моём ансамбле в первом ряду сидели я с аккордеоном и гитарист, который объявлял номера. Следующий ряд – саксофоны, третий – трубачи и тромбон, ударники и контрабас. Вдруг слышу за собой шум. Оборачиваюсь – контрабасист, отбросив инструмент, ухватился за «тарелку» и падает вперёд. За ним – второй, третий… Я с ужасом жду, когда очередь дойдёт до меня и я завалюсь со своим аккордеоном. Но кто-то удержал всю эту кучу...

Надо сказать, «обрушивший» оркестр контрабасист был человеком талантливым, но пьющим. Я потом заменил его на другого – качество и уровень, конечно, различны, другой мог только по нотам играть, не импровизировал, зато – надёжнее…

Или вот ещё – как-то на репетиции пианист с края сцены навернулся, ножка стула у него съехала во время темпераментной игры… Все мы так и обмерли. А он встал и говорит очень спокойно: «Не волнуйтесь, я жив…» Так что профессия наша в чём-то даже опасная (улыбается).

Игорь Павлович вместе с супругой прожили вместе более 40 лет

Липецку никогда не изменял

В биографии Игоря Павловича был период, когда он три года гастролировал. По совету своего друга и наставника Василия Михайловича Лутова отправился в турне по стране, чтобы разрешить свои финансовые проблемы, заработать на квартиру. Заработал. И больше из Липецка надолго уже не уезжал.

Был эпизод, когда бэнд-лидер СССР Вадим Людвиковский, художественный руководитель и главный дирижёр Концертного эстрадного оркестра Гос­телерадио, пригласил его в Москву, в свой коллектив. Жизнь могла бы сложиться иначе, но Игорь Бойков отказался.

– Перспектива, конечно, заманчивая. Но я Липецку никогда не изменял, и не пожалел об этом, – говорит маэстро.

Игорь Павлович убеждён: музыкант не должен распыляться.

– В нашем городе можно хорошо жить и работать, – констатирует он. – Всего знать невозможно, но в своём деле надо постоянно совершенствоваться. Сконцентрировавшись на профессии, можно многого в ней добиться.

На сцене Кремля

Вся жизнь Бойкова подтверждает правильность этой мысли. Когда в 2004 году в Липецке организовали городской джазовый оркестр, Игоря Бойкова пригласили художественным руководителем и главным дирижёром. В оркестре играют его музыкальные соратники и ученики, в том числе концертмейстер и некогда директор ансамбля «Российские ребята» Липецкой филармонии заслуженный артист РФ Валерий Маркин, саксофонист Дмитрий Кокшин, который сейчас возглавляет отделение «Музыкальное искусство эстрады» в областном колледже искусств имени К.Н. Игумнова, другие его ученики. За годы педагогической и оркестровой работы Игорь Бойков воспитал их сотни.

«Что хотел и могу – совпало»

С Липецким джазовым оркестром, которым руководит Игорь Бойков, выступали ведущие мастера российской сцены: народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Игорь Бриль, лауреаты международных джазовых конкурсов Дмитрий и Александр Бриль, лауреат фестиваля «Золотая труба Европы», член Международной гильдии трубачей Ахат Самадов, лауреат международных джазовых фестивалей Лембит Саарсалу из Таллина.

Джазовый оркестр Липецкого Дома музыки – дипломант международных фестивалей джазовой музыки в Белгороде и Тамбове, непременный участник больших городских и областных праздников. За год оркестр даёт более 40 концертов.

8 марта на юбилейном праздничном вечере Игоря Бойкова в Доме музыки будут представлены свинговый репертуар и популярные песни отечественных и зарубежных композиторов. Солисты – лауреат международного конкурса Наталья Волкова (вокал), Дмитрий Матвеев (вокал). Прозвучат соло в исполнении артистов-инструменталистов, что интересно, многие – в аранжировке Игоря Павловича. Перед зрителями выступят аккордеонисты – лауреаты международных конкурсов. Юбиляра собираются поздравить музыканты из Воронежского государственного университета искусств, Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

– Я счастливый человек, – говорит Игорь Павлович. – В моей жизни всё совпало: что я хотел и могу, я получил. У меня хорошая семья, моя жена Наталия Леонидовна меня вдохновляет и поддерживает, приходит на все концерты. Вырос сын. Любимая работа со мной до сего дня. Музыкальное исполнительство требует больших эмоциональных затрат и вместе с тем дарит чувство оптимизма. Я этим заряжаюсь, этим живу…

Татьяна Щеглова, "ЛГ: итоги недели", фото из семейного архива Бойковых и архива Липецкого Дома музыки

 

«Мне приятно с ним работать»

Игорь Верещагин, джазмен (клавишные), бессменный ведущий международного фестиваля «Джазовая провинция» в Липецком регионе:

«Усилиями Игоря Павловича в Липецке появился и укоренился джаз. Он стоял у его истоков и воспитал множество хороших музыкантов. Мне было приятно с ним играть, я с удовольствием приглашал его коллективы для участия в «Джазовой провинции»,  и на фоне маститых международных джазменов они выглядели весьма достойно.

Ну а все пожелания – в день юбилея».

«Он влияет на судьбы людей!

Наталья Волкова, солистка Липецкого джазового оркестра, выпускница класса преподавателя Ларисы Долинной, МГИК:

-Судьба вокалиста во многом зависит от того, какой репертуар тебе дают. Взаимоотношения с художественным  руководителем – примерно как в театре, между режиссером и артистом. Захочет даль роль, показать твои сильные  стороны, и ты состоишься как артист. Я  очень благодарна Игорю Павловичу, он помог мне поверить в себя и многому научил…  Всегда влияет  на судьбы людей, у него на это особые чутье и интуиция. Я не раз наблюдала, как он допустим, он говорил тому или иному оркестранту:  парень, оставь гитару, возьми в руки тромбон,  саксофон,  или наоборот – от саксофона к гитаре, и  музыкант после этого «расцветал» и многого добивался…

«Человек  с большой буквы»

Дмитрий Кокшин, артист Липецкого джазового оркестра (саксофон), преподаватель Липецкого областного колледжа искусств имени К.Н. Игумнова:

- Игорь  Павлович – глыба, человек с большой буквы, его любят и знают не только в нашем регионе, но и по всей России и даже за границей. Он  один из лучших аккордеонистов и аранжировщиков для биг-бэнда, его музыкальные обработки звучат не хуже американских.

  Я обучался  на эстрадном отделении в Липецком музыкальном училище. Помню, как гордился, когда меня, одного из немногих студентов, уже на 2-м курсе Игорь Павлович пригласили играть в свой оркестр. Спасибо ему за это.   

Областной еженедельный журнал «Итоги недели», № 6 (492), 05.02-11.02, 2018 г.   

 

Игорь Бойков, художественный руководитель и главный дирижер джазового оркестра Липецкого дома музыки, заслуженный работник культуры РФ, в эфире программы «Побеседуем» (ТРК «Липецкое время»)