О выставке уникальных фламандских кружев

Календарь новостей

 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Коллекция уникальных кружев предстала вниманию публики в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства. Ее привезла из Москвы в наш город Галина Новикова — коллекционер, художник по кружеву, преподаватель изобразительной деятельности в педагогическом колледже, автор статей в периодических изданиях. Как художник сама занималась разработкой новых узоров и моделей одежды с кружевом, восстановлением старых образцов.

Сейчас в ее коллекции, которую Галина Владимировна начала собирать с 1991 года, более 1000 единиц. Она включает кружева и изделия с кружевом России, Италии, Бельгии, Франции, Англии, Словакии, Мальты.  Есть и довольно редкие предметы. Например, в коллекции есть кружево, принадлежавшее роду Толстых — его купили в 1905 году на юге Франции для приданого.

- Здесь выставка раритетов, где можно увидеть всю ретроспективу развития кружевоплетения. Это кружева второй половины 17 века – уникальные экспонаты. Здесь уже появляются изобразительные элементы, но они не ясно выражены. Эти кружева я специально приобрела к этой выставке, чтобы показать с чего все начиналось и сформировать коллекцию фламандских кружев в историческом развитии. – Галина Владимировна показывает на небольшой отрез кружев на витрине, - Если раньше я просто покупала кружева – это нравится, то нравится, то сейчас уже идет целенаправленная докупка.

- Галина Владимировна, помните ли вы свой первый экспонат? С чего началась коллекция?

- Были дни художественной промышленности. Организаторы вернулись из экспедиции, где зарисовывали кружева. Я скопировала чертеж из их папки. Подумала, с него и начну восстанавливать узоры. Потом я зашла в антикварно-букинистический магазин и увидела то самое кружево, которое срисовала, но у меня не хватило денег. Тут нам на работе выписал премию Лужков, и я его купила. Поэтому условное название этого кружева «Лужковское», - шутит коллекционер, - Сейчас у меня более 500 образцов русского кружева. Возможно, липчане увидят их в следующем году. Вместе с Ириной Анатольевной (директор Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства – прим.)  мы планируем еще две выставки – мальтийского и русского кружева.

На выставку планирую выставить образцы русского кружева 19 века. Должна сказать, они достаточно редки. В музеях мало экземпляров кружева именно 19 века – потому что во время революции уничтожались как буржуазное искусство, потом еще война была. Поэтому в коллекциях музеев в основном кружева второй половины 20 века.

- На выставке представлены редкие экспонаты. На какие из них стоит обратить особое внимание?

- Орнамент с человеческими фигурами, который мы видим в этом образце 18 века, очень сложен в исполнении. Такое кружево могли позволить себе только очень богатые люди. Это могло быть королевское окружение, сами короли, и несколько богатых горожан. Рисунок кружева тоже редкий. Возможно, их выплели всего несколько штук. Какие-то были утрачены. Похожий образец есть в музее Метрополитен.

Еще на одном экспонате выплетен дворец, дерево, птицы вокруг, цветы. На выставке есть и уникальный образец 18 века с изображением рога изобилия. Никогда больше ничего подобного не видела.

Кроме того, фламандское кружево делится по типам, исходя из той местности, в котором оно было создано: брабант, бенж, беверин. Кружево брабант отличается от многообразия других кружев рельефным рисунком. Отличительная черта бенжа – мотив снежинок. Беверин очень редкое кружево. На выставке есть два его образца.

В 19 веке идет тенденция упрощения. На выставке есть кружева, где для облегчения процесса, декоративные элементы нашивались на уже готовую сетку.

- Утеряна ли техника кружевоплетения, используемая мастерицами Фландрии?

- Техника на самом деле простая – берутся пара коклюшек и между собой меняются. В основе ремесла всегда лежат очень простые приемы. Перевить и поменять. Нужны мастерство и терпение. Секрет в том, чтобы ровно лег рисунок, чтобы чувствовать натяжение нити. Сейчас кружевницы воссоздают старинное кружево. Проблема в том, что сейчас нет таких ниток – они были очень тоненькие, как паутинки.

- Есть ли другие коллекционеры кружева в России и за границей?

- Знаю еще о двух коллекционерах – в Италии и Германии. В России есть дама, которая собирает женское рукоделие – вышивку, макраме, не только кружево. Есть музей кружева в Вологде, коллекция кружева в музее ремесел в Ельце. Есть коллекция в Орле, но они его не выставляют, в Русском музее в Санкт-Петербурге.

На аукционах собираются коллекционеры. Потому что если выставлен небольшой образец, он никуда кроме как в коллекцию пойти не может. И бывает у нас, что дым стоит, воюем. Например, я понимала, что этот образец с женскими фигурами я больше никогда не увижу. Пришлось собирать все финансы, чтобы сделать ударную ставку, чтобы выиграть.

- Как вы храните старинные редкие экспонаты в домашних условиях?

- У меня есть прибор, регулирующий влажность воздуха. Кроме того, везде, где лежат кружева, стоят емкости с водой.

- Что человек должен вынести с вашей выставки?

- Что красота спасет мир.