Об истории одного из старейших вокальных коллективов

Календарь новостей

 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Певиц одного из старейших вокальных коллективов «Русская песня» его руководитель Арина Гридина любовно называет «двенадцать моих девочек». Многим девочкам уже за 50, 60 и даже за 70. Но, действительно, в «Русскую песню» некоторые из них пришли совсем юными девчонками. В декабре 1967 года хор Студеновского рудоуправления обрел официальное название — вокальная группа «Русская песня». Однако самодеятельные артисты здесь пели еще с 1950-х.

МЫ СТУДЕНОВСКИ ДЕВЧАТА
Озорную частушечницу Машу Климову в коллектив пригласили в далеком 1962-м. Она работала поваром в больнице Студеновского рудоуправления. — Прихожу на работу, мне говорят: «Тебя на ковер». Я испугалась: что такое? А у главного врача руководитель хора ДК сидит: «Марья Степанова, вы должны к нам ходить петь». Уговаривать спеть Марию Степановну не надо — тут же выдает частушку собственного сочинения: «Мы студеновски девчата. Очень дружный коллектив. Веселиться мы умеем — и в работе план дадим». — Это так, — смеется Галина Фурсова. — У нас был директор Михайлов Владимир Александрович (управляющий Студеновским рудоуправлением с 1965 по 1989 годы. — Прим. ред.). Когда принимал на работу, спрашивал: «В художественную самодеятельность ходишь? Поешь, танцуешь?» Тогда у тебя привилегия. Тогда тебя стопроцентно возьмут. Этой привилегий воспользовалась Валентина Дрижай, когда в начале 1980-х переехала в Липецк. Участница самодеятельности Братской ГЭС легко устроилась диспетчером-оператором в СТАГДОК. Она и Липецк выбрала неслучайно: по телевизору увидела, как выступает липецкий ансамбль «Россиянка», и решила ехать в город, где такая сильная самодеятельность.

МАМА НЕ ОТПУСТИЛА В МОСКВУ
«Русская песня» в 60-е была не менее знаменитой. Хор Студеновского рудоуправления выступал в Москве. В нем пело много мужчин. Лиду Алексееву в начале 60-х в хор позвал муж. — У меня муж пел в хоре, — рассказывает Лидия Петровна. — Говорит, нам поющие люди нужны. Потом уже и я пришла работать в рудоуправление. 47 лет отработала там маляром и все время пела. И сейчас продолжаю работать. И пою все время — куда в жизни без песни. Поет Лидия Петровна с детства. Отец хорошо играл на гитаре, мама пела. С пяти лет голосистую девочку звали на свадьбы. Благодаря Лидиному голосу у многодетной семьи всегда были билеты в кино — Лида пела на Соколе за контрамарки. Когда училась на маляра, Лидин голос оценил сам Мистюков (Андрей Петрович Мистюков — заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор, знаток русского народного песенного искусства, создатель хора Новолипецких металлургов и художественный руководитель Государственного академического Воронежского русского народного хора имени Массалитинова, — Прим. ред.). В конце 50-х он организовал в Липецке ансамбль песни и пляски профтехобразования. Из учащихся 10 липецких училищ Мистюков выбрал трех молодых людей, среди которых была и Лида, чтобы отправить для дальнейшего музыкального образования в Москву — так щедро природа одарила ребят. Но мама не отпустила Лиду в столицу. Все свое мастерство Лидия Петровна отдала самодеятельности, где поет уже более 60 лет. На ее глазах «Русская песня» распалась в 1970-е. Заявила о себе снова в 80-е, когда певиц вызывали прямо из декретного отпуска. Пережила распад и хаос 90-х, когда закрывались и более маститные коллективы, экономические кризисы нулевых, когда коллектив существовал без руководителя. На ее глазах «Русская песня» заново родилась в XXI веке.

СОХРАНИТЬ РУССКИЙ ДУХ
Три года назад руководителем коллектива стала Арина Гридина, художественный руководитель профессионального ансамбля народной песни «Зень». Сначала она сделала «Русскую песню» дипломантом фестиваля «Крылья Победы», потом победителем областного конкурса «Поют ветераны». На коллектив обратили внимание, и к празднованию юбилея «Русская песня» получила звание «народная». Для «своих девочек» Гридина заказала новые костюмы, которые больше соответствуют обновленному репертуару, где лирические казачьи песни соседствуют с авторскими народными. К сожалению, когда «Первый номер» встречался с самодеятельными артистами, костюмы еще шились. Впервые они были продемонстрированы 11 февраля на сцене филиала Липецкого Дома музыки «Студеновский». — Сейчас самодеятельных коллективов почти не осталось. Да, они нерентабельны: на них не заработаешь, а вкладывать нужно: в костюмы, в инструменты. Но не все же измеряется деньгами, — считает Арина Гридина. — Музыка, которую мы несем, все реже исполняется со сцены. Но у этих женщин есть дети, внуки, правнуки, которые слышат эти песни, приходят на наши концерты. И в них это останется и потом обязательно проявится. Ведь именно эти женщины своими песнями сохраняют русский дух, душу народа.

ДУША ОСТАЕТСЯ МОЛОДОЙ
Два раза в неделю после работы или переделав все домашние дела и передав внуков их родителям они спешат с разных концов города в ДК. Переодеваются в небольшом помещении. Здесь холодно. «Запоем — жарко станет», — уверяют певицы. Бережное отношение даже к старым костюмам выдает в них артисток высокого уровня. Лица специально накрывают полотенцами, чтобы не испачкать белые рубахи пудрой и помадой. Для Татьяны Павловой «Русская песня» стала новым этапом. Смеется, настоящая жизнь началась на пенсии. После того, как вырастила детей и вынянчила внуков, нашлось время и для себя: занялась танцами и пением. — Трагедия старости не в том, что стареешь, а в том, что в душе остаешься молодым и так же, по-прежнему, хочется и в коллективе побыть, хочется общения и быть полезной, — говорит Татьяна Алексеевна. — Быт, он же заедает, — подхватывает Зинаида Сарычева, что поет в коллективе первый год. — Песня — это для души. Здесь я просто отдыхаю. — Мне сын говорит: «Русская песня» держит тебя в тонусе, стабилизирует. Мама, обязательно пой», — рассказывает Вера Труфанова.

В ПРОСТОРАХ ЛИПЕЦКИХ
Несмотря на солидный юбилей, коллектив собирается до сих пор, по крупиночкам. Кого-то, как Татьяну Боровских, пригласила соседка. Ансамбль, в котором раньше пела Татьяна Сергеевна, распался. Вот уже пятый год она в «Русской песне». Год назад привела сюда свою сестру. Ирина Проценко выросла на песнях этого коллектива — ее родители работали в ДК, она школьницей бегала сюда в кружки. После смерти родителей переехала в их дом и вспомнила про коллектив, где женщины всегда поют. — Мы и мужчин ждем. Среди нас много одиноких, — смеются певицы. — Только мужчины что-то к нам не идут. Из мужчин здесь один аккомпаниатор, стержень коллектива и автор песен, баянист Геннадий Панов. С «Русской песней» он с 1999 года. Женский коллектив чутко ловит любое его слово. — Да что про меня говорить, — стесняется баянист. — Мы вам споем лучше. И без подготовки, только услышав первые аккорды, его певицы мгновенно выстраиваются в полукруг: «В просторах липецкой земли луга и нивы. Как изумруд стоят зеленые леса. И соловьиных трелей слышатся разливы. И песни звонкие летят издалека». — Нужно девчонок на гастроли везти, хотя бы в соседние области, — вздыхает Арина Гридина. — Ведь как они поют, как настоящие великие артисты — душой.

Текст: Наталья Горяйнова
Фото: Сергей Паршин