О театре, Кирилле Серебренникове и русском менталитете

Календарь новостей

 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

" — Ты что какой похнюпый? — спросил меня Вова.
— Какой?
— Похнюпый.
— Что это значит?
— Ну, грустный. Прокисший. В печали."

(Из рассказа «Колёса»)

Наш город 19 марта 2016 года вновь посетит Захар Прилепин — бывший боец ОМОНа, участник двух чеченских кампаний, отец четырёх детей, однопартиец и ученик Эдуарда Лимонова, филолог по образованию, наш земляк и просто русский писатель. На этот раз он приедет с моноспектаклем «Ты чё такой похнюпый?» режиссёра Владимира Деля. Спектакль обязан раннему творчеству Прилепина, рассказу «Колёса», вышедшему в составе романа «Грех» 2007 года. Это короткая пацанская история о повседневности молодого могильщика, в каком-то «депрессивном» городе N среднерусской полосы. «Ты чё такой похнюпый?» — не первый спектакль по творчеству писателя. Были уже «Отморозки» Кирилла Серебренникова, «Допрос» по одноимённой повести режиссёра Владимира Деля, кроме того, в Германии и Италии ставили спектакли по романам «Санькя» и «Грех». Не обделён вниманием и роман «Обитель», лауреат премии «Большая книга» 2014 года, по нему поставлен спектакль «Обитель. 16 рота» режиссёра Марии Перелешиной, с участием группы «25/17».

После спектакля в Липецком драматическом театре Захар проведёт творческую встречу, где презентует свою новую книгу.

— Первый вопрос хотелось бы адресовать не взрослому Захару Прилепину, а маленькому Жене Прилепину: какие чувства, мысли, откровения вызвал первый поход в театр? Как у вас позже складывались отношения с театром?

— Я рос в деревне, театра у нас не было. Потом жил в провинции, в театр ходили, но сказать, что на меня это как-то влияло… нет. С тех пор — отношения спорадические. Несколько раз был разочарован, несколько раз очарован. Я видел, как работает Александр Калягин. Видел, как Чулпан Хаматова. Спектакли Марка Захарова видел. Это действовало на меня. Я недавно видел спектакль Додина по Абрамову — это очень сильно. В общем, я видел, быть может, сто спектаклей, но какой-то иерархии у меня не сложилось. Это отдельная и очень большая жизнь. Я туда искоса заглядываю, тайком.

— Режиссёр Владимир Дель уже ставил ваш спектакль по повести «Допрос». Как вы познакомились с Владимиром?

— Там совершенно киношная история. Он живёт в Скопине, и там же, в пригороде, живёт моя мама, в нашем родительском доме, где я детство провёл. Он совершенно случайно заглянул к ней в гости — то есть, вообще не знал, кто она такая. Кажется, мать что-то продавала, а он хотел купить. И вот он зашёл и увидел на стене афишу «Спектакль Кирилла Серебренникова по прозе Захара Прилепина». Он говорит: «Откуда у вас такая афиша?».

Она говорит: «Ну как откуда: Захар — это мой сын».

Здесь Дель в буквальном смысле упал — хорошо хоть на кресло — и задал исторический вопрос: «Родной?».

В следующий заезд к матери мы пошли к Делю знакомиться. Так и подружились.

— Когда смотрите спектакль по вашему произведению, возникают мысли, «что тут можно переделать, тут добавить что-то, а здесь по-другому сыграть»? Или позволяете всему происходящему на сцене жить самостоятельной жизнью?

— Никогда. Мне, видимо, везло с режиссёрами — они очень тактично всё делают и очень талантливо. И Серебренников, и Дель. И ребята из Германии, и из Италии тоже. В Магнитогорске всё достойно было. Вот сейчас «Современник» ставит «Обитель», посмотрим.

Я смотрю на всё это, как на чужое. Не как на своё.

— В Таро начальная карта называется «Дурак», и она означает отказ от себя, последнюю стадию глупости. В рассказе «Колёса» знакомого главного героя вы называете дураком за то, что он выбросил котёнка из окна. Сам же главный герой оставил писать стихи и стал могильщиком — так кто же из них больше дурак?

— Дурак, который выбросил котёнка из окна. А который пошёл работать могильщиком — он от себя не отказывался. Стихи надо иногда не писать, чего их, всё время, что ли, писать. Их же о чём-то надо писать. Могильщик — это тема.

— Ещё в рассказе есть фраза: «Ты никогда не думал… что каждый год… ты переживаешь день своей смерти?». Какое у вас отношение к мыслям о смерти? Они отрезвляют вас, делают ли поступки осмысленней?

— Последний раз я об этом задумывался, когда был персонажем этого рассказа. Лет 20 назад. Мне некогда об этом думать. Я не думаю об этом никогда вообще. Даже когда рядом стреляют. Хотя стремаюсь, когда стреляют, как и все нормальные люди.

— Как вы относитесь к режиссёру Кириллу Серебренникову и вообще к модным театральным постановкам, где эпатаж, излишняя нагота или матерщина, технические, световые и звуковые приёмы заменяют классическую игру актёров?

— Да ну. Вот правда? У Кирилла как раз всё очень аскетично. Строится на актёрской игре и драйве. А матерщина — ну, если она у меня в тексте есть, как я могу Кирилла за это ругать? У Кирилла её куда меньше осталось.

Я вам что скажу: спектакли Серебренникова постоянно присутствуют во всех крупнейших европейских театральных фестивалях в основной программе. Вы реально верите, что они из-за матерных слов и голой спины туда зовут Кирилла?

Он очень крутой режиссёр, увы. Ничем не могу вас успокоить. Я хотел бы, чтобы такие же крутые режиссёры были в, условно говоря, патриотическом сегменте театра.

— Вы пишете книги, занимаетесь музыкой, выпускаете свою линию одежды, по вашим произведениям ставят спектакли — и везде добиваетесь успеха. Как известно, в России две проблемы — дураки и дороги. Захар, вы не думали в перерывах от писательства заняться дорогами?

— Мой успех в музыке весьма относительный, составляет 0,001 % от успеха Лепса или Ваенги. Линию одежды выпускает Зайцев-младший, я просто придумал эту линию, как идеологию ватничества. С книжками — ну, с книжками всё в порядке. Их читают те, кто ещё читает. Но в России, открою вам секрет, читают даже не 30% населения, как нам сообщают, а 3%. Столько же, кстати, и ходят в церковь. Поэтому с дорогами пока дела даже лучше у нас обстоят, чем с культурой и верой.

— Вы проехали всю Россию. Почему провинция часто смотрит в рот Москве, а Москва — Западу? Откуда растут ноги нашей немощи, неверия в свои силы?

— Я бы не сказал, что всё именно так обстоит. В Москве — деньги и возможность заработать. Поэтому приходится с этим считаться. В Москве собрались космополиты и западники — в огромном количестве — потому что они с 1991 года у власти были и всё там распилили. Приходиться слушать их червивые речи доныне.

Надо ситуацию преломлять? Надо. Все здоровые люди в провинции в этом отдают себе отчёт.

А на Запад надо посматривать иногда. В этом наша сила. Мы на них смотрим. Они на нас — куда реже. Они в основном нас пугаются. А мы смотрим, слушаем, читаем, изучаем. Мы настоящие европейцы в этом смысле.

— В современном мире, по ощущениям, больше востребованы менеджеры по продажам, вместо инженеров и учителей. Человек в жизни часто становится перед выбором между мечтой, идеалами и каким-то обывательским ремеслом для выживания. Чем руководствоваться, чтобы не прожить жизнь бестолковым и несчастным образом?

— Надо выучиться нормальной профессии. Инженерам место найдётся. С учителями сложнее. Надо пихать и тревожить государство, чтоб оно кормило лучших людей. Менеджеры по продажам скоро сами обвалятся как класс. В Москве за минувший год уволили, думаю, миллион секретарш. Менеджеры по продажам — следующие на очереди.

— Что в человеке важнее, его намерения или потенциал? У любого ли человека есть шанс изменить свою жизнь?

— Это не ко мне вопрос. Я не в курсе. Терпение и последовательность способны преодолеть очень многое. Счастье — не дар, счастье — труд. Потенциал — это тоже труд.

— В Липецке есть памятник народовольцам, которые славились методами политического террора, в том числе покушением на Александра ІІ. По сути, это единственный в мире памятник террористам. Получается, мы боремся с террором и ему же ставим памятники. Что это? Показатель нашей крайности, по-западному алогичного восприятия мира?

— Единственный в мире? Да Бог с вами. Любой революционер — террорист. В мире тысячи памятников революционерам. Государство тоже применяет террор. Чем оно лучше народовольцев? Чем лучше народовольцев Кромвель? Наполеон? Македонский? Тем, что убивали в больших количествах? Мир — это конфликт. 9 из 10 памятников, стоящих на земле — памятники солдатам, генералам, президентам, тиранам, деспотам, завоевателям, террористам. Можно ставить памятники одуванчикам и птичкам, но я к этим памятникам не пойду. Я пойду посмотреть на тиранов.

— Театр, литература или иное искусство способны перевоспитать человека, перезагрузить его убеждения и идеалы?

— Всё лучшее в человеке создано словом, сочетанием слов или их визуализацией. Конечно, способны. Мы все — производное от какого-то количества правильно понятых цитат.


источник: «Культурный сайтик»

Автор статьи Александр Чернышов

Фото Дарьи Беляевой с творческой встречи с Захаром Прилепиным в Липецке, состоявшейся в мае 2015 года.