За кулисами кукольного театра

Календарь новостей

 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

В мастерских кукольного театра пахнет клеем, тесно от разложенного поролона и обрезков ткани, которая везде: на столах, в мешках вдоль стены. В узком коридоре томится печка. В большом пакете сложен хоздвор: мягкие разноцветные поросятки и курочки. В Липецком театре кукол готовятся к новому спектаклю — «Гуси-лебеди». Премьера состоится 7 апреля. «Первый номер» накануне Дня кукольника разбирался в секретах изготовления и рождения кукольных артистов.

ИГРАЕМ В ТЕАТР
Мир каждого кукольного спектакля и его население рождается по велению режиссера-постановщика. От его идеи зависит, каким будет кукольный артист: марионеткой, перчаточного типа, ростовой или мимирующей куклой или куклой театра теней. Сергей Русаненко решил рассказать «Гусей-лебедей», как рассказал бы ее дома собственному сыну, используя подручные средства. — Для меня «Гуси-лебеди» не просто русская народная сказка, это повод поговорить со зрителем, в первую очередь, с родителями. Родители, пора остановиться, перестать бежать. Мы уже по вечерам книги с детьми не читаем, перестали с ними играть. Поэтому я хочу показать сказку, как показал бы ее дома за столом, играя с ребенком в театр. Мы выбрали способ игры — примитивный театр, который делается как бы на ходу. Вот полетели гуси, а что дальше будет — сейчас вместе придумаем. И куклы у нас максимально просты.

АЛЕНУШКА ПОХОЖА НА МЕНЯ
За кажущейся простотой кукол двухмесячная работа художника-постановщика и целого отряда бутафоров. — Это не куклы — это настоящие актеры, — представляет своих подопечных художник-постановщик Виктория Горбунова. — У них есть своя история. Свой характер. Иначе они не начнут играть на сцене. Главные герои новой сказки — Аленушка и братец Иванушка, которого утащили гуси-лебеди. Это штоковые куклы, которых артист-кукловод водит по сцене на палочках. Они сделаны по форме и в стиле филимоновской игрушки, которую Виктория увидела на выставке год назад и влюбилась в ее простоту. Артисты-куклы под стать старинной русской глиняной игрушке — они добрые, по-домашнему уютные, от них веет бабушкиной сказкой и теплом — нутром чувствуешь: все закончится очень хорошо. Правда, будущие звезды театра не из глины. Виктория для их создания использовала такой же пластичный как глина, но более практичный в театре поролон. — Самое трудное, — рассказывает Виктория, — придумать кукле лицо. Ведь это уже часть характера. Аленушка, например, озорная, веселая, смелая, чем-то похожа на меня.



КАК ПО ВОЛШЕБСТВУ
Виктория после окончания Астраханского художественного училища хотела иллюстрировать книги. А поступила в Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, на факультет театра кукол. Подруга училась в этой же академии и восхищалась курсом кукольницы Татьяны Мироновой. Виктория приехала посмотреть и влюбилась в кукольный мир. — В драматическом театре женщине-художнику работать сложнее, а кукольный располагает к волшебству, — говорит Виктория. Как по волшебству, в этой кукольной стране, которую Виктория называет Филимонией, солнце превращается в избушку на курьих ножках, яблоню и реку. Согласно задумке Сергея Русаненко, спектакль должен быть максимально простым, декорации трансформироваться из одного в другое, как дома, когда силой воображения одна и та же вещь может сыграть разные роли. — Этот спектакль — способ пообщаться и задуматься. Если мама, которая привела ребенка в театр со словами: «Быстро, опаздываем, бегом, мы уже опоздали, побежали», выйдет после спектакля и скажет: «Не торопись, сынок». Подумает, стоит ли ругать ребенка за двойку по математике, а может, лучше сесть рядом с ним и разобраться вместе, тогда спектакль достиг цели, тогда куклы выполнили свою роль.

КСТАТИ
В честь Дня театра и Дня кукольника Липецкий театр кукол сделает ряд подарков своим зрителей. ПС 20 по 24 марта липецкие кукольники примут участие в III Международном фестивале театров кукол, что пройдет в Тамбове. 28 марта в рамках проекта «Мастера искусства и народного творчества — в область» покажут спектакль «Золотой цыпленок» в селах Лавы и Большая Боевка.
 

Текст: Наталья Горяйнова
Фото: Сергей Паршин