Департамент культуры и туризма администрации города Липецка

#Новости

О балете, хореографических училищах и подходе к детям

Все новости

Второй год подряд гран-при и звание «Учитель года в сфере культуры и искусства» взяла хореограф детской школы искусств № 6 Любовь Спасибина, ученики которой ежегодно завоевывают награды на различных всероссийских и международных творческих состязаниях. В настоящий момент под ее руководством два детских коллектива «Импульс» и «Визави», где тонкости классической хореографии и народного танца постигают девочки 8-10 лет. Педагогический стаж  Любови Спасибиной насчитывает более 30 лет.

- Любовь Николаевна, что классическая хореография дает ребенку для развития?

- Очень многое. Прежде всего, это развитие мышц, это осанка, ровный позвоночник. Проблемы со спиной не будут возникать даже во взрослом возрасте. Для девочки это красивая посадка головы, умение двигаться под музыку, ритмичность.

- Много ли детей приводят на классическую хореографию?

- Очень много. Мы занимаемся и народным танцем, и историко-бытовым. Это вальс, менуэт. Дети изучают балет, историю возникновения танца. Школа искусств многое дает детям. Они свободнее и увереннее себя чувствуют, развивается чувство коллективизма.

- Родители приводят только девочек?

- Приводят и мальчиков.

- Какое соотношение?

- Конечно, превалируют девочки. На десять девочек один мальчик. Мальчики часто уходят в спорт. Они начинают заниматься у нас, ощущать движение, уверенно себя чувствовать и решают – «Я пойду в спорт».

- Во сколько дети начинают заниматься классической хореографией?

- Подготовка начинается в 4 годика. На этом этапе самый важный момент – правильно их организовать. У них быстро рассеивается внимание, они могут сосредоточиться не более 10 минут. Поэтому мы начинаем придумывать игры, которые могут и удерживать внимание, и развивать, потом начинаем усложнять программу.

- Сложно ли детям осваивать технику классического танца?

- Мы работаем на пуантах. Это очень сложно, но детям это интересно. Мечта ребенка – встать на пуанты. Ради этого все преодолевается.

- На начальном этапе обучения чего должно быть больше – любви к ребенку или строгости? Как их сочетать?

- Детей нужно любить. В то же время, классическая хореография -  вид искусства, в котором нужно строго спрашивать. Но прежде чем спросить, нужно объяснить ребенку, что это не просто какая-то прихоть, а что здесь нужно именно так.

- Сложно ли объяснить это четырехлетнему ребенку?

- С четырехлетними только игра. На этом этапе важно организовать ребенка. Он должен знать, что он приходит учиться. Что это не прогулка в парке, а урок. Это очень кропотливо. Педагог должен быть очень спокойным, четким голосом объяснять требования, но не должно быть строгости, они ее еще не понимают. Когда мы переходим к классическому танцу, уже нужна строгость. Но в то же время каждого ребенка надо похвалить за то маленькое достижение, которое он сделал на уроке. Пусть какой-то элемент будет не до конца правильно сделан, но он сегодня сделал лучше, чем у него получалось вчера. У него прогресс, его похвалили, на следующем занятие ему захочется еще больше сделать.

- Вы ведете детей от подготовки до выпуска?

- Да, сначала идет подготовка, затем 7 лет обучения.

- Есть ли отбор? Всех ли детей вы принимаете?

- На подготовку принимаются все. Зачисление в первый основной класс идет на конкурсной основе. Если видят, что ребенку в дальнейшем будет работать в тягость, предлагают родителям заняться другим видом искусства, где ребенок будет чувствовать себя комфортно. К первому классу уже знаешь, как дети будут работать. Безусловно, для хореографии должны быть данные.

- Что важнее – данные, трудолюбие и желание?

- В школах искусств - трудолюбие и желание. Если идти профессионально – данные.  В хореографическое училище принимаются дети в 10 лет. Если у ребенка хорошие данные, мы говорим об этом родителям. Они могут попробовать поступить в Вагановское или Московское хореографические училища.

- Научиться балету можно только в Петербурге или Москве?

- В Воронеже есть очень хорошее училище, но нет интерната для проживания иногородних. Училище с интернатом есть также в Перми. В Воронеж у нас тоже поступают дети, но нужно жить на съемной квартире с кем-то из семьи. Туда можно уехать, если кто-то из родителей решит посвятить себя ребенку.

- Поступают ли ваши ученицы?

- Да, последняя, кто у нас поступила, - Лиза Дениско. Она прошла по конкурсу в Вагановское хореографическое училище.

- Может ли ребенок поступить без предварительной подготовки в балетное хореографическое училище?

- В основном дети все равно где-то занимаются. Необязательно классическим танцем, но хореографией. Но есть достаточно одаренные дети, которые могут сразу поступить. Это звездочки нашего балета. Кроме того, при хореографических училищах также открыты подготовительные классы.

- Какие этапы проходят дети в классической хореографии?

Вначале – подготовка мышц, организация ребенка. Начинаем растягивать мышцы. Первый-второй класс занимаемся на полной стопе, о пуантах и речи быть не может. А в третьем классе можно ставить детей на пуанты. На пуанты можно становиться с 9-10 лет. В единичных случаях в восемь с половиной. Раньше – ни в коем случае, потому, что у детей еще нет достаточно хороших связок, мышцы не окрепли. Сухожилия тоже должны быть крепкими. Ребенок еще развивается. Детям хочется встать на пуанты очень быстро, а нельзя, нужно беречь здоровье.