Департамент культуры и туризма администрации города Липецка

#Новости

О русском языке, сленге и значении сказок

Все новости

Роман «Игровая зависимость»  Тамары Алексеевой недавно был отмечен на федеральном уровне – медаль имени Бунина. Ее присудила Московская областная организация Союза писателей России в июне во время презентации сборника «Писатели Липецкого края. Антология ХХI век». В своих произведениях автор поднимает актуальные проблемы современного общества – сохранение русского языка и игроманию.

- Тамара Александровна, расскажите о вашем произведении.

- В романе «Игровая зависимость» речь идет о страданиях матери, у которой ребенок  игроман. Сейчас эта тема как никогда актуальна. Многие родители жалуются, что ребенка можно успокоить, только дав ему сотовый и включив игру. Роман » очень связан с моей детской сказкой «Снегиричка».

- Сказка «Снегиричка» тоже затрагивает проблемы современного общества?

- Проработав в школе много лет, я видела, что речь детей постепенно менялась. Сначала казалось, что это неопасно, ведь всегда были сленговые слова. Я росла во дворе, у нас тоже была десятка сленговых слов – могли кого-нибудь «кошолкой» назвать. Это всегда было.  Но вдруг я увидела, что речь детей все больше наполняется этими словами. Дети перестали читать сказки. Из их речи исчезли слова «чудесный», «волшебный», «красота», «очарование». Наша богатая русская речь постепенно забывается. Речь детей наполнилась словами «клевый», «обалденный», «жесть». Николай Задорнов даже обратился в министерство культуры, заметив, что это становится общенародным бедствием. Дети говорят только на сленговом языке. Это касается и старшего поколения. В деревне, например, бабушки продают мед и расхваливают его. Вы думаете, они говорят «какой прекрасный дивный, липовый, чудесный, благоуханный мед»? Нет! Они говорят: «Подходите! Это обалденный мед!»

- Есть ли способы решить эту проблему?

- Как учитель я знаю, что нельзя прийти к детям в класс и сказать: «Дети, вот это плохие слова, и вы их ни в коем случае не произносите!» Вот это хорошие слова, вы говорите только их. Дети не воспримут это. Они воспримут сказки, игру. Так родилась сказка «Снегиричка». По ее сюжету эти слова («клево», «жесть») создает в подземелье темный король и от них чернеют цветы. А такие слова, как «чудо», «красота», «вдохновение» прилетели с других планет и поселились в волшебном городе. Темные слова ведут с ними непримиримую борьбу.

- Расскажите, как дети восприняли сказку.

- Дети говорят: «Мы хотим говорить красивым языком, но стесняемся. Нас засмеют наши сверстники».  Однако, стоит детям влюбиться в героев сказки, прочувствовать историю, они мгновенно к концу вечера отрекаются от своих сленговых словечек. Причем это происходит так смешно! «Блин, я никогда не буду говорить слово «блин»! Я вам клянусь, Тамара Александровна!»

Один мальчик из первого класса тянул руку и говорит: «Тамара Александровна, можно я оставлю слово «клевый»? Я хочу говорить, что у моего папы клеевая машина. Разрешите мне, пожалуйста!»

- Так реагируют дети из младших классов, а как насчет старших ребят?

- Мы выступали не только перед младшими классами. Однажды мы провели эксперимент и провели встречу с первым курсом техникума. Были ребята, одни мальчики. Думаю, как с ними говорить о сказке. В конце встречи они с удовольствием участвовали в творческих заданиях. Под конец вечера один мальчик встал и говорит: «Я типа… больше не буду использовать слова-паразиты». Один прочитал рэп-импровизацию. Мгновенно сочинил о красивых словах.

 

Информация об авторе:

- член Союза российских писателей

- член-корреспондент Академии российской словесности

- член Союза журналистов России

- член Международной ассоциации писателей и публицистов МАПП

- лауреат литературной премии имени Чехова

- лауреат литературной премии журнала «Петровский мост»

- лауреат премии Алексея Липецкого за лучшую книгу для детей

 
Беседу вела Юлия Кобзева